Рекламная еженедельная газета ТИРАЖ 210 000 экз.
⟵ Смотреть все статьи
02.10.2018

Покупатель прав

Тема недели

Какие есть варианты?

Итак, отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителей» и еще несколькими менее известными законами. Совсем не обязательно (особенно если вы не юрист) заучивать законы наизусть, но иметь общее представление о своих правах – полезно. Честно говоря, я не знаю ни одного взрослого человека, который ни разу не сталкивался с необходимостью вернуть какую-нибудь покупку в магазин.

Техника бытового назначения (например, холодильник или стиральная машина) – это «технически сложный товар», а значит возврату и обмену без веских причин он не подлежит. На практике это значит, что если вы купили холодильник, а жене не понравился его цвет, то возвращать вам деньги или менять на холодильник другого цвета магазин не обязан. А вот если в процессе эксплуатации выяснилось, что он, например, течёт из-за заводского брака, то ещё как обязан.

Вернуть бытовую технику длительного пользования в магазин желательно в течение первых 15 дней после покупки, если в ней обнаружены небольшие дефекты. Если вы пропустили этот срок, то вернуть будет сложнее, и для этого потребуются серьезные основания – техника не подлежит ремонту, а в наличии у продавца аналогичного товара не оказалось.

Возврат технически сложных товаров регулируется статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Она гласит, что при обнаружении недостатков потребитель в праве:

  • Потребовать заменить товар с браком на аналогичный, но полностью исправный;
  • Устранить недостатки товара продавцом (по закону срок ремонта не более 30 дней);
  • Потребовать заменить технику на другую, с возвратом разницы в цене или с доплатой;
  • Продать технику со скидкой (вернуть часть средств);
  • Отказаться от техники, совершить возврат ее в магазин и вернуть деньги.

Сроки возврата

При этом компания, которая продала вам бытовую технику, может направить её на экспертизу, чтобы выяснить причину поломки (ведь не исключено, что стиральная машина была сломана покупателем, который её неправильно эксплуатировал). Либо вы сами можете заказать такую экспертизу и представить компании её результаты.

Очень важное значение при покупке техники имеют сроки возврата товара. Если обнаружились мелкие дефекты и недостатки внешнего вида или технического функционала – технику можно вернуть в течение 15 дней с момента покупки.

А если обнаружились серьезные недостатки, которые не позволяют использовать прибор по прямому назначению – вернуть его можно в течение гарантийного срока или срока годности, установленного производителем или магазином. Если гарантию на товар не предоставили, то возврат возможен на протяжении двух лет. Если продавец давал гарантию меньше двух лет – то покупатель всё равно может заставить продавца принять бракованный товар, который вышел из строя в течении двух лет. Также покупатель имеет право вернуть технику, если она постоянно в ремонте, из-за чего её невозможно использовать в общей сложности более 30 дней в течение года.

Вернуть через девять лет

И вот тут самое интересное. В основном потребители, пропустившие двухлетний срок возврата, уже не пытаются вернуть бытовую технику и решают все возникающие проблемы уже за свой счёт. И не знают, что в законодатльстве и характеристиках товара имеется ещё один срок – установленный производителем срок службы. Срок службы - это период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 Закона «О защите прав потребителей».

Это значит, что если закончился гарантийный срок на товар и уже прошло более двух лет с момента его приобретения, но тут в нем был обнаружен существенный недостаток, то потребитель вправе предъявить претензии изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в течение срока службы. Правда, при этом обязанность доказать, что товар имеет существенный недостаток и возник до передачи товара потребителю лежит на потребителе. Доказательством указанного обычно является заключение, выданное организацией, осуществляющей проведение независимой экспертизы.

Срок службы на товар устанавливается в документации к товару, а если он не установлен, то можно предъявлять претензии в течение десяти лет. К сожелению, не все об этом знают.

Таким образом, если у вас сломался, например, холодильник, у которого в документации не указан срок службы, а с даты покупки прошло уже, например, девять лет, вы имеете хорошие шансы его починить за счёт производителя или получить назад свои деньги. Главное, чтобы экспертиза подтвердила, что недостатки, которые не позволяют пользоваться этим холодильником, возникли до того, как вы его купили или по причинам, которые возникли до момента покупки.

Успешной вам защиты своих прав!

Роман Дежнёв


Еще статьи рубрики "Тема недели"

Тема недели
Тема недели
Тема недели
Тема недели